Сайт-портфолио учительницы начальных классов МОУ "Аликовская СОШ им.И.Я.Яковлева"

Чашковой Тамары Георгиевны

Упражнения для наращивания техники чтения

 

 

      

Развивающие игры для обучения чтению

 

             Психологи считают, что в 4 - 5 лет ребенку легче учиться чтению, чем в 7 - 8, объясняя это тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы, и взрослому остается только придать его интересу направление, необходимое для овладения навыком чтения. В старшем же возрасте слова и звуки становятся для ребенка чем-то привычным и его экспериментаторский интерес пропадает.

       Согласно наблюдениям психологов, интеллектуальное развитие дошкольника наиболее успешно проходит в процессе его игровой деятельности.

       Принципы обучения чтению дошкольников и младших школьников с помощью игр предложил детский психолог Д.Б. Эльконин. Эти принципы лежат в основе большинства программ обучения чтению. Мы предлагаем вашему вниманию программу занятий, состоящую из пяти этапов. На каждом из них ребенок обучается, играя со взрослым в игры, разработанные челябинскими психологами Л.Г. Матвеевой, И.В. Выбойщик, Д.Е. Мякушиным.

         Этап первый: добуквенный, звуковой период обучения

 Предшествует знакомству и работе ребенка с буквами. Ребенку показывают, что речь "строится" из звуков. Взрослый играет с ребенком в звуковые игры, цель которых - выделение в словах определенных звуков.

 

Звукоподражание

 

      Взрослый задает вопросы ребенку, например:

- Как жужжит пчела? (Ж-ж-ж!)

- Как шипит змея? (Ш-ш-ш!)

- Как гудит поезд? (У-у-у!)

 

     Главный звук

      Взрослый читает ребенку стихи, выделяя основной звук. Хорошо использовать тексты стихотворных азбук, например, Е.Л. Благининой "Нау-чусь-ка я читать" или С.Я. Маршака "Азбука в стихах и картинках" и т.д.

 Жужжит

Над жимолостью

Жук.

Тяжелый

На жуке

Кожух

(Е. Благинина)

 

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил, как долотом

(С.Я. Маршак)

 

                            Магазин

 

        Взрослый - продавец, а ребенок - покупатель, который "приходит" в магазин, чтобы выбрать себе что-то из товаров. За покупку нужно расплатиться первым звуком слова. Например, если ребенок хочет купить ложку, то он должен сказать "Л-л".

 

   Этап второй: определение звукового состава слова

 

Ребенка учат определять, из каких звуков состоит слово, различать твердую и мягкую пару согласных, выделять ударный гласный звук.

 

                       Запретные звуки

           Эта игра помогает развить у ребенка умение выделять звуки в слове и учит его работать по правилу - это одно из важных условий успешного обучения в школе.

            Взрослый и ребенок договариваются, что один из звуков является запретным, например, нельзя произносить "3" или "К". Взрослый показывает ребенку картинки и спрашивает, что на них изображено, ребенок старается ответить, не называя запретный звук. Пусть на первом этапе запретный звук будет находиться в начале слова, а потом в конце.

 

- Кто ползет и шипит?

- мея.

- Кто мурлыкает и все время умывается?

- от.

- Кто пятится назад?

- Ра.

 

                           Тим и Том

             Эта игра учит ребенка различать твердые и мягкие звуки.

      Нарисуйте двух человечков. Том "твердый" - он угловатый, тощий, а Тим "мягкий" - он округлый и толстый. Познакомьте с ними ребенка:

- Видишь, это Том, его имя начинается очень твердо. Т-т-т. Он сам весь твердый, как этот звук, и выбирает все твердое. Любит Томатный Сок, носит всегда Пальто, играет в Морской Бой и Мыльные Пузыри. А это Тим, его имя начинается мягко. Ть-ть-ть. Он любит все, что звучит так же мягко, как его имя: ест Тянучки и Тефтели, играет в Мяч, Рисует и носит Пиджак. Ты будешь Тим, а я Том. Мы идем в поход. Как ты думаешь, что с собой возьмет Тим: РЮКЗАК или РАНЕЦ?

      Также Тим и Том должны взять с собой КОТЕЛОК, КОНСЕРВЫ, САХАР, ЛОЖКИ, МИСКУ, ВЕРЕВКУ, БИНОКЛЬ, КОМПАС, КАРТУ, ЛЕДЕНЦЫ, КРОССОВКИ, КЕДЫ, КЕПКУ, ПАНАМКУ и т.д. Ребенку с помощью взрослого нужно выбрать, что из этого понесет Тим, а что Том. Потом можно поменяться ролями, пусть ребенок побудет Томом, который собирает грибы (ЛИСИЧКИ, МАСЛЯТА), ягоды (ЗЕМЛЯНИКУ, ГОЛУБИКУ), ловит рыбу (ЛЕЩА, САЗАНА) и т.д.

 

                    Заблудились в лесу

      Эта игра поможет ребенку научиться выделять в слове ударный звук.

 Игрушки разбежались по комнате, их нужно позвать, потянув ударный звук - самый "громкий" звук в слове.

 

- Ми-и-ишка!

- Маши-и-инка!

- Сло-о-он!

 

Этап третий: звуковой анализ слова

 

                Ребенка учат выделять все звуки в словах из трех - пяти звуков и фиксировать их с помощью фишек (кусочков картона, пуговиц, мозаики).

 

                            Дом звуков

 

              Взрослый рисует "комнаты" для звуков. Например, для слова "кот" надо нарисовать дом из трех комнат: три квадратика.

- В каждой комнате должен жить звук, давай их расселим.

Ребенок произносит звук, который будет "жить" в этой комнате, и кладет на квадратик фишку.

- К, О, Т.

Частая ошибка - ребенок правильно называет первый и последний звуки и "теряет" средний. Взрослый может удивиться:

- Разве здесь живет "КТ"? Здесь живет "Ко-о-от"! (тянет пропущенный звук).

 

                       Дом в лесу

              Задача та же, только домик надо нарисовать из четырех комнат.

- В этом доме хотят поселиться ЛЕВ, СЛОН и ЖИРАФ. Как ты думаешь, для кого из них этот дом построили? А смогут ли в нем жить ЛИСА, ВОЛК, УЖ, СОВА, СОБАКА, КРОТ, ВОРОНА?

Если ребенок испытывает трудности, нарисуйте дополнительно трехкомнатный и пятикомнатный домики, попросив "расселить" зверей в подходящий для каждого из них дом.

 

                     Дом в лесу-2

         Это усложненный вариант предыдущей игры. Ребенок учится не только учитывать количество звуков в слове, но и находить ударный звук.

          Взрослый рисует четыре одинаковых четырехкомнатных домика.

- В этих домиках живут СЛОН, ВОЛК, ЛИСА и АИСТ. Помоги ЦАПЛЕ попасть в гости к АИСТУ, а не на обед ЛИСЕ или ВОЛКУ.

        Подскажите ребенку выход - поставьте ударение в слове "слон", закрасив соответствующий квадратик в одном из домиков.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".