Сайт-портфолио учительницы начальных классов МОУ "Аликовская СОШ им.И.Я.Яковлева"

Чашковой Тамары Георгиевны

Работа с родителями

 

Материалы по проведению  родительских собраний.

      Одним из показателей эффективности воспитательной системы является создание единого воспитательного пространства в связи «семья-школа». 

     Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся могут быть как традиционные, так и не традиционные.

     К традиционным относятся:

-          родительские собрания;

-          общешкольные и общеклассные конференции;

-          индивидуальные консультации педагога;

-          посещения на дому.

К нетрадиционным относятся:

-          тематические консультации;

-          родительские чтения;

-          родительские вечера.

1. Классные родительские собрания.

       Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости можно проводить чаще. Родительское собрание должно стать школой  просвещения родителей, расширять их педагогический , кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительском собрании идет обсуждение достижений учащихся в учебной и внеклассной деятельности. Однако речь на собрании должна идти не об оценках учащихся, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, которые демонстрирует ученик.  К собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся.

 

1.        Родительские собрания.

 

Рекомендации по проведению родительских собраний.

1.        Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи в учебе.

2.        Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3.        Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

4.        Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащегося.

 

Тематика родительских собраний .

1 класс

1.     Знакомство с родителями учеников-первоклассников.

2.     Трудности адаптации первоклассников в школе.

3.     Телевизор в жизни семьи и первоклассника.

4.     Эмоции положительные и отрицательные.

5.     Итоги прошедшего учебного года –«Перелистывая страницы…»

2 класс

1.        Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.

2.        агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии.

3.        Наказание и поощрение в семье.

4.        Итоги прошедшего учебного года.

3 класс.

            1. Значение общения в развитии личностных качеств ребенка.

       2. Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии                                                        работоспособности и личностных качеств.

3.        Воображение и его роль в жизни ребенка.

4.        Итоги прошедшего учебного года – музыкальный праздник «Мы и наши таланты.»

4 класс

1.        Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка.

2.         Учебные способности ребенка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности.

3.        Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников.

4.        Итоги четырех лет обучения.

 

 

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний.

Начальная школа.

1.        Воспитание у ребенка интереса к чтению.

1 класс.

 

Цель и задачи:

1.        Доказать важность умения правильно и быстро читать.

2.        Научить родителей управлять домашним чтением детей, выбирать нужные книги.

3.        Наглядно познакомить родителей с успехами детей в учебе.

 

Оформление класса:

Плакаты: «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной.» (Макаренко А.С.)

«Мать, помни, ты – главный воспитатель, главный педагог.» (В.А.Сухомлинский).

«Плохо тому сыну, которого отец не учил.» ( Украинская народная пословица).

 Правила чтения:

1.        Лучше читать вслух. Не торопясь, вникать в смысл прочитанного, учись у героев хорошему. Умей беречь книгу.

2.        Читать не более 10-15 минут. Проветрите комнату, уберите отвлекающие предметы. Делайте физкультпаузы. Не бойтесь хвалить ребенка!

Выставка тетрадей, прописей, альбомов по рисованию, поделок по труду.

 

Ход собрания

1.        Поздравление детей с началом учебного года (стихи, песни, рисунк0.

2.        Открытые мини-уроки чтения, письма, математики (родители сидят за партами вместе с детьми).

3.        Продолжение собрания без детей.

Вступление.

Роль книги.

Знакомство с правилами работы с книгой.

Опыт работы родителей с детьми.

Решение педагогических ситуаций на тему чтения.

Выступление учителя русского языка и литературы.

Выступление школьного библиотекаря.

4.        Обобщение. Советы родителям. Ответы на вопросы.

5.        Домашнее задание родителям к следующему собранию.

Пример:

1.        Составить вместе с ребенком маленький веселый рассказ с фразеологизмами.

2.        помочь ребенку подготовить рассказ о том, как он помогает дома маме и бабушке.

3.        Приготовиться петь вместе любимые песни (1куплет к собранию по теме: «Досуг в семье»).

 

 

 

Тема: Законы  жизни семьи, законы жизни класса.

( Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. –М.:Вербум-М, 2001)

Форма проведения: родительский тренинг – выведение формулы родительской педагогики.

 

Новая  встреча и новая тема нашего разговора. Этот  разговор с вами хочется начать отрывком из произведения великого  драматурга Древней Греции Софокла.  Эти строчки, написанные так давно, актуальны и сегодня.

       Ты прав, мой милый. Пред отцовской волей

        Все остальное отступить должно.

        Затем и молим мы богов о детях,

        Чтоб супостатов наших отражали

        И другу честь умели воздавать.

        А в детях если не нашел опоры –

        Что скажем мы о нем? Не ясно ль всем,

        Что для себя он лишь причину создал

        И смех злорадный для врагов своих? 

                                                                   Софокл. «Антигона»

 

Вариант вступительного слова педагога.

        Вы – люди, у которых разное образование, разные характеры, взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что нас объединяет – наши дети, девочки и мальчики , которые могут стать горем или радостью.

       Как и что нужно сделать, чтобы ваш ребенок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь состоялась!»

      Но сегодня, сидя за партой на том месте, на котором сидит ваш сын или дочь, мы учимся постигать формулы родительской педагогики. Возьмите листочки, которые лежат перед вами, рассмотрите их: одна сторона у них чиста, а вторая заполнена. На заполненой страничке написаны предложения, в которых рассказывается о том, что увидел педагог в вашем сыне или дочери, на что хочет обратить ваше внимание. Мы никогда не будем свлух анализировать проблмы, неудачи, горести детей. Они остаются для индивидуального общения с классным руководителем. Это станет нашим с вами законом общения, нашей традицией родительских собраний.

(Родители читают и анализируют, размышляют о том, необходима ли индивидуальная  встреча с классным руководителем).

 

Задание для родителей по определению закона семьи.

     Папы! Мамы!  Перед вами формула, где зашифрованы законы воспитания ребенка в семье. Расшифруйте их

                                 1           2               3              4

    Закон семьи= ––––   +  –––––  +  ––––––  +  –––––        : 1,2,3,4  =

                              Ед.тр.   зн.похв.   тр.у.         разд.благ.

     Пятиминутная музыкальная пауза, пока родители выполняют задание.

      Вопрос родителям: «У кого что получилось? Какие законы семьи здесь зашифрованы?» Затем идет анализ зашифрованной формулы.

1-й закон. Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребенку.

2-й закон. Закон значимости похвалы для ребенка.

3-й закон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.

4-й закон. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты друзья своего ребенка, значит ребенок состоится как человек, как личность.

Задание для родителей – диагностика  по гербу семьи.

Следующий урок в расписании родителей – диагностика. Детям было предложено нарисовать герб своей семьи.( Образец такого герба можно нарисовать на доске.)  Перед каждым из вас лежит чистый лист. Вам нужно его заполнить вместо вашего сына или дочери. Выполните, пожалуйста, это задание. Время работы – 10 минут. Когда вы выполните работу, приступайте к следующей. Сраните ваш герб с тем, который изобразил ваши сын или дочь. Сделайте выводы.

Прежде чем вы увидите гербы, нарисованные вашими детьми, вы должны нарисовать герб своей семьи, каким вы его видите.

Каждый из вас получает в подарок законы жизни всемье. Обсудите их дома, в кругу семьи. Сделайте серьезный вывод, насколько хорошо вы знаете своего ребенка. 

 

 

 

 

                                              Анкета

«Изучение физической активности школьников»

 

Выберите один из вариантов ответов: да, иногда, нет

 

1.      Вы любите играть в спортивные игры?

2.      Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта?

3.      У вас всегда хватает энергии, когда это необходимо?

4.      Когда нужно соревноваться, у вас скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.

5.      Я посмотрю какой-либо фильм, чем буду выполнять спортивные упражнения?

6.      Любите ли вы занятия, требующие быстрых движений?

7.      У меня обычная двигательная активность.

8.      Во время физических упражнений у меня появляются неприятные ощущения в области сердца?

9.      Во время физических упражнений у меня изменяется дыхание – появляется одышка.

10.  Я испытываю мышечную слабость.

11.  Что мешает вам хорошо выполнять домашнее задание. Выберите один или несколько вариантов ответа:

      А) лень          Б) телевизор        В) друзья

      Г) музыка      Д) усталость        Е) слабое здоровье

12.  Сколько времени в день (в среднем) уходит на просмотр телепередач?

13.  Сколько времени вы гуляете?

14.  Сколько времени вы уделяете занятиям спортом?

15.  Мне говорили, что ребенком я был:

      А) спокойным и любил оставаться один

      Б) не знаю

      В) живым и подвижным

16.  Я предпочитаю игры:

     А) где надо играть в команде, подвижные игры

     Б) не знаю                        В) где каждый играет сам за себя

17.  Испытываете ли вы головные боли после физической погрузки?

     А) да          Б) иногда           В) нет

18.  Каким видам спорта вы отдаете предпочтение?

19.  Занимаетесь ли вы в спортивных секциях?

20.  Есть ли в вашем дворе, микрорайоне оборудованные спортивные площадки?

21.  Как часто вы занимаетесь в спортивном зале школы после уроков?

22.  Вы ходите на уроки физической культуры с радостью, желанием, удовольствием.

23.  После занятий физической культурой у меня приподнятое хорошее настроение.

 

 

 

  

Родителям первоклассника

            Очень важно с первого сентября правильно общаться с ребенком-первоклассником. Для этого мы даем родителям некоторые советы.

Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку, услышать ласковый голос.

Не подгоняйте ребенка с утра, не дергайте по пустякам, не торопите, умение рассчитать время — ваша задача.

Не отправляйте в школу ребенка без завтрака.

Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая о чем-то. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его.

Забудьте фразу  «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка спокойно, без вопросов, дайте ему расслабиться.

Если ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться с вами — не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, это не займет много времени.

Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, он потом  сам все расскажет.

Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, что бы ваш разговор проходил без ребенка. Выслушайте обе стороны - это поможет вам яснее понять ситуацию.

После школы не торопите ребенка садиться за уроки — необходимо 2—З часа отдыха (1,5 часа сна)

Во время приготовления уроков не сидите "над душой" дайте возможность ребенку работать самому.

Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку! Не отвлекайтесь на домашние дела, телевизор и т. д. В этот момент вам должны быть важны его дела и заботы.

Выработайте единую тактику общения всех членов семьи с ребенком. Свои разногласия решайте без ребенка.

Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление — это первые четыре недели, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти.

Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие — это показатели трудностей в учебе!

Даже совсем «большие» дети очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Это успокаивает, помогает снять напряжение, спокойно уснуть.

 

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".