Сайт-портфолио учительницы начальных классов МОУ "Аликовская СОШ им.И.Я.Яковлева"

Чашковой Тамары Георгиевны

Обучение чтению целыми словами

 

        

 

Обучение чтению целыми словами

Чтение, как считают многие выдающиеся отечественные ученые, педагоги, психологи, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. "Чтение, - писал виднейший представитель отечественной методики начального обучения Н. Ф. Бунаков, - главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность". Для национальных школ чтение играет большую роль в обучении русскому языку и является одним из главных источников практического усвоения русского языка, важным средством пополнения словаря и развития речи в целом.

Существует много способов обучения чтению и совершенствования навыков быстрого и осознанного чтения: теория известного харьковского ученого И. Т. Федоренко, система упражнений по чтению И. Т. Пальченко и Г. С. Швайко, "Методика раннего обучения чтению В. Н. Зайцева и другие. Все они эффективны и их успешно используют учителя и родители при обучении детей чтению.

История букваристики располагает весьма обширным арсеналом приемов запоминания букв, включая и курьезные, и распространенные, и многократно апробированные, и относительно новые, что позволяет учителю выбрать те приемы, которые, по его наблюдению, больше подходят детям данного класса или данной школы. Право на выбор за учителем, но на нем и вся ответственность - не за себя, а за детей. До того, как сделать выбор, важно вовремя взвесить все "за" и "против", чтобы потом не сожалеть. Выбирая тот или иной метод, учитель должен прежде всего защищать интересы детей, чтобы этим методом детям легче было учиться и чтобы этот метод соответствовал стилю, характеру и способностям данного учителя. Таким методом для нас является обучение чтению методом целых слов с использованием элементов методики А. М. Кушнира.

Методика А. М. Кушнира имеет свои особенности по сравнению с традиционной методикой.

   

        Переход школы в новое качественное состояние, названное нами «Школой с разивой информатизационной средой», позволил учителям начальных классов нашей школы наряду с традиционными методами и формами обучения грамоте при обучении грамоте шестилеток использовать элементы методики А.М.Кушнира с компьютерной «поддержкой». Этому способствовало укрепление материально-технической базы школы, прошедшее за последние два-три года. Школа оснащена двумя компьютерными классами, создана локальная сеть, включающая 43 компьютера, имеется 5 мультипроекторов, поступившее по линии МБР и другими республиканскими программами. В настоящее время 100% учителей, работающих в начальных классах прошли дополнительную профессиональную подготовку по программе intel «Обучение для будущего».                                                                                                                    Для проведения уроков обучения грамоте  с использованием элементов методики А.М.Кушнира с компьютерной «поддержкой» мы разработали планирование уроков для периода обучения чувашской грамоте, подготовили библиотеку иллюстраций по темам и подборку слов для чтения с постепенным нарастанием трудности, отобрали тренировочные упражнения для обучения чтению целыми словами, создали электронное пособие для периода обучения грамоте.

          Процесс овладения чтением сложен для ребенка, если он один на один с книгой, а еще нелегок потому, что в 6-7 лет недостаточно развито умение слушать и слышать,               адекватно реагировать на речь собеседника, да и запас слов не так уж велик. У нас с первых дней обучения в школе целенаправленно идет подготовка детей к слушанию и говорению, т.к. несформированность слушания и говорения влияет на чтение и письмо.

          Близость графических систем дала возможность начать обучение чтению на русском языке одновременно с чтением на чувашском: в сентябре знакомили со всеми буквами одновременно (буквы отдельно не изучали), но каждый день учим печатать по две буквы: одну букву на уроке родного языка, одну - на уроке русского языка. Для быстрого запоминания букв в начале каждого урока родного и русского языков, математики, других предметов повторяли буквы алфавита хором: учительница указкой показывает буквы, ученики следят за учителем указательным пальцем и называют обозначения букв звуками. За компьютером выполняют задание «Падающая буква».

Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создаёт раздражение и запоминается, поэтому освоение букв для наших детей не было трудным. Если мы хотим помочь детям в период обучения грамоте быстрее выучить буквы, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени, проводить с ними повторение букв с использованием игровых упражнений используя материал пособия Е.А.Бугрименко и Г.А.Цукермана «Учимся читать и писать».

В сентябре учим следить за медленным чтением взрослого, развиваем навыки распознавания букв, работаем над развитием навыков печатания. Переводом слов на родной язык не увлекались, широко использовали библиотеку иллюстраций. "Детская природа требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он долго будет напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками 20 таких слов, и ребенок усвоит их на лету". (К. Д. Ушинский "Об учебно-воспитательной работе", М., 1939, с. 71). Необходимо, отмечал К. Д. Ушинский, чтобы предмет или рисунок непосредственно стоял перед глазами ученика и сильно врезался в память. Такой способ "семантизации" "от предмета, его изображения к слову" соответствует детской возрастной психологии. Поэтому в период обучения грамоте и на начальном этапе обучения русскому мы используем карточки и картинки на экране, в которых есть рисунок с изображением предмета и его русское название.

              


 

                                   Основным средством, посредством которого учащиеся усваивают звуковой образ слов, является имитация, сопровождаемая в случае необходимости краткими пояснениями  артикуляции данного звука. Мы с первых дней обучения в школе учим детей слушать и  произносить русские слова за учителем, одновременно проводим работу по обучению чтению и   печатному письму.

         Однако не все ученики имеют одинаковый уровень речевого развития: у одних речь чистая, правильная, привлекательная, у других - недостаточно отчетливая. Поэтому, обучая детей грамоте, в первую очередь учим четко и правильно произносить, слышать и различать звуки в словах.  Для этого при чтении  отдельного слова (предложения) учитель произносит слова немного громче и предлагает учащимся также повторить слово.

        Голос у 6-7 летних детей еще неустойчив: некоторые дети говорят очень тихо, чуть

слышно, другие - крикливо. Не все могут управлять своим голосовым аппаратом, регулировать громкость своего голоса, скорость произношения слов. Образцом является служит речь учителя.

         Читая за учителем, учащиеся привыкают внимательно слушать речь окружа-

 ющих (педагога, грамзапись, чтение товарища) и понимать ее.

         В пособии даны колонки слов для чтения в определенной последовательности.

Дети прислушиваются к звучанию слова, повторяют его за учителем, всматриваются в

 написанное слово. Для закрепления навыков слежения, правильного

произношения звуков, для улучшения звукопроизношения, для развития слухового

восприятия в период обучения грамоте используем игры и дополнительный речевой материал: частоговорки, загадки, небольшие стихотворения. Совместное  чтение стихов, частоговорок, заданий на договаривание слов приучают детей

 внимательно следить, слушать, подбирать рифмующиеся слова, четко и достаточно

 громко их произносить. Кроме того, по дидактическому материалу дети читают

                           комбинированный текст, в котором некоторые слова заменены рисунками.

 В период знакомства с буквами (сентябрь) использовали более 350  карточек с наиболее употребительными словами русского языка. Отбор лексики был

                      произведен по темам с учетом специфики интересов детей младшего школьного

 возраста.

       Подобранные тематическим принципом слова, частоговорки, стихи помогают лучшему усвоению навыков чтения со звуковым ориентиром. С первых дней обучения в школе используем чтение печатного текста с экрана одновременно с учителем. При этом четко проговаривается каждый звук. Затем дети печатают опорные слова  в тетрадь. Четкое проговаривание, печатание вырабатывают орфографическую зоркость, увеличивают темп и качество чтения учащихся. Легче запоминаются слова не в прозе, а стихах, и фонетическая работа проходит успешнее, если включить чтение частоговорок и скороговорок. При чтении слов с карточек, стихов, частоговорок совсем иначе заучивается материал урока: слова многократно проговариваются, при этом меняются целевая задача. При выполнении заданий ученик будет пользоваться таблицей-подсказкой с экрана, и, каждый раз, выполняя задание, будет смотреть на слова на экране. Многократное проговаривание слов не вызывает усталости, если при  этом будет присутствовать игровой  момент.        

         Показывая рисунок с изображением предмета, учитель показывает слово и читает его русское  название. Дети видят предмет, видят слово, обозначающее этот предмет, слушают правильное произношение, следят за чтением учителя и

произносят это слово вместе с учителем. У ребенка развито умение подражать звукам,  повторять слова на слух. Повторяя за учителем, ученик учится преодолевать

артикуляционные препятствия. Если  5-6 лет назад при подготовке к урокам обучения грамоте мы тратили много времени, то сейчас, используя компьютерную «поддержку» учителю предоставляются  большие возможности.

       В период обучения грамоте ученики все время слышат безошибочное и плавное чтение: без пропусков букв и слогов, без замены одних звуков другими, без проглатывания окончаний слов, с соблюдением интонации. Читая вместе с учителем и повторяя за ним, ученики начинают чувствовать выразительные (интонационные и лексические) средства языка.

       В период знакомства с буквами и закрепления букв большое внимание уделяем созданию на уроках проблемных ситуаций. Предлагая проблемные вопросы, ставим детей  перед необходимостью преодолевать затруднения, учим их искать и

самостоятельно находить ответы на вопросы. Проблемная ситуация требует от

 ученика не только активного использования уже усвоенных знаний, но и элементарной

 творческой  выдумки, самостоятельного действия. На всех этапах обучения грамоте

  детям предлагаем различные логические упражнения из дидактического

 пособия и книжки-раскраски.

                                        Задания, предлагаемые детям, весьма разнообразные:

    -  назови (покажи) слова, оканчивающиеся на определенную букву;

    -  назови (покажи) слова с одинаковым последним звуком;

    -  какой звук часто встречается в частоговорке?

    -  найди названия изображенных предметов;

   -   напечатай названия изображенных предметов;

   -  назови слова, состоящие из двух, трех, четырех слогов;

   -  поставь к словам, данным в столбиках, вопросы: КТО ЭТО? ЧТО ЭТО?

   -   назови слова во множественном числе;

   -   поставь к словам в столбиках слова: МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ;

   -   поставь знак ударения и другие задания.

        Для    выполнения таких заданий ученик должен проделать активную                              мыслительную работу, правильно употреблять слова, отобрав из них наиболее точные.  Задания должны  быть посильные детям, в то же время слишком легкие задания                     снижают интерес детей  к ним.

        При  работе  с  пособиями  важную  роль  отводим  и   работе   по   формированию

умения  правильно  называть  предмет,  его  признак,  понимания  значения  слова.

Работая  по  книжке-раскраске,  учим детей  не только  рисовать,  но  и  описывать

Изображенный  предмет, употребляя  точные  слова  и  разные конструкции – учим

детей думать над словом.

       Ознакомление с основными правилами произношения при чтении тех слов, написание которых не  соответствует звучанию, проводили пошаговым  принципом. Оказалось возможным и целесообразным начать обучение чтению с работы над некоторыми общими "секретами" чтения, которые определяют правильность произношения при чтении. Материал старались подбирать так, чтобы учащиеся  сталкивались при чтении только с одним новым для них "секретом" чтения.

         Например, колонки слов по теме "Урок знакомства"

                            Аня    Вася      Ваня

                            Таня   Тася      Саня   

        по теме "Школьные принадлежности"

                                                      букварь

   тетрадь

   портфель

            по теме "Одежда"

юбка

шубка

блузка

           по теме "Домашняя птица"

утенок

гусенок

цыпленок

           по теме "Дикие животные"

уж

еж

морж

Записав на доске группу слов и подчеркнув в них некоторые буквы, предлагаем детям назвать "секрет" чтения этих слов и вместе с учителем произнести данные слова.

На первом же этапе обучения чтению у школьников формируется представление об отсутствии соответствия между произношением и написанием слова, умение читать в соответствии с соответствии с орфоэпическими нормами.

Возникает вопрос: доступно ли учащимся национальных школ такое сопоставление звучания и написания слова при обучении русской грамоте? Оказывается, доступно, если не требовать от них длинных рассуждений, формулировок. Работа ведется главным образом практически: дети прислушиваются к звучанию слова, его части, имитируют произношение учителя, затем всматриваются в напечатанное слово.

Сопоставление звучания и написания слова полезно не только для обучения чтению, но и для формирования орфографической зоркости, помогает школьникам запоминать графический облик слова. Этот путь в обучении правописанию более доступен для младших школьников, чем использование правил, имеющих грамматическую основу.

Чтение и письмо со звонкими согласными и глухими согласными доставляют немало трудностей для учащихся чувашских школ. Работая по-новому, ученики с первых уроков приучаются на слух различать разные звуки, правильно их произносить и писать. У учащихся вырабатываются практические навыки применения слов и правильного говорения на русском языке и одновременно чтения.

Обучая детей читать целыми словами, убеждаешься и в том, что с первого месяца дети усваивают, что в конце предложения ставится точка, восклицательный знак или вопросительный знак и новое предложение начинается с прописной буквы, могут хорошо усвоить понятия о слове, предложении, ударении, о написании имен собственных. В первом классе учащиеся усваивают нормы произношения не путем заучивания соответствующих правил, а в процессе чтения. Еще методисты 70-90 годов XIX века В. И. Водолазов, Н. Ф. Бунаков и другие основной упор в обучении орфографии делали на хорошо поставленное чтение.

В первом классе мы пользуемся высказываниями В. П. Шереметевского, который был главным представителем антиграмматического направления в обучении орфографии на начальном этапе. Решающим фактором в обучении орфографии было зрительное восприятие. Более эффективными он считал в младшем школьном возрасте упражнения, которые развивают именно память зрения и зоркость орфографическую. "Не верь уху, а верь глазу: ибо свой глаз - алмаз", - писал он. "Когда в руке перо, пусть ухо будет глухо, а зрение остро".

Со второй четверти первого класса (1-4) на уроках русского языка читали стихи А. Барто, С. Михалкова, С. Маршака, К. Чуковского и др. При чтении стихов дети не испытывают трудностей, не теряются в строках, т.к. стихи удобны для чтения и слежения.

Научив читать произведения Маршака, не следует быть уверенным, что научили читать произведения и А. С. Пушкина. Мы отошли от главной беды начальной школы - отношения к чтению как к переводу графической формы слова в звуковую и погони за скоростью этого перевода. Для нас же тексты перестали быть полигоном для формирования навыка чтения: любой текст учим внимательно прочитывать. На каждом уроке ученик читает,  слушает, отвечает, т.е. общается с товарищами, учителем, книгой. У него формируются такие умения, как умение слушать, отвечать на поставленные вопросы, умение выражать свое отношение к прочитанному. Сформировать умение можно лишь в процессе каждодневной учебной работы школьника по определенному плану.

                       Работая по-новому, ученики после одноразового чтения того или иного рассказа

                постигают тему и сюжет, характеры, юмор


 

 писателя, и нет смысла читать и перечитывать произведение несколько раз.      Перечитывание одних и тех же вполне понятных со стороны содержания и формы произведений в классе, дома и снова в классе ничего не прибавляет в развитии ребенка и не формирует качественные и количественные стороны навыка чтения. При многократном чтении произведения навык почти не совершенствуется, интерес к чтению не растет, поэтому мы расширяем материал для чтения за счет введения дополнительных произведений. На уроках чтения работаем по учебникам для чтения 3. И. Романовской "Живое слово" и книгам из серии "Свободный ум" Бунеевых. Да и почему надо ориентироваться на одну учебную книгу в решении проблемы обучения чтению? Мы убедились в том, что, используя элементы методики обучения чтению А. М. Кушнира, за короткое время можно привить любовь к чтению художественных произведений, и на уроках чтения использовать целый ряд книг для дополнительного чтения, выпускаемых для учащихся начальных классов и снять проблему текстового голода.

          Особенности технологии А.М.Кушнира еще в том, что по ней очень высокий уровень мотивации. Каждый урок построен на внутренней заинтересованности ребенка, 80% рабочего времени на уроке базируется на непроизвольных психических процессах – ученик как бы непроизвольно вовлекается в учебный процесс. Работа над навыками чтения идет непрерывно, но это скрытая сторона деятельности педагога.

          Навыки чтения, даже первоначальные, не могут быть успешно и быстро сформулированы без надлежащего количества повторений и без чтения со звуковым ориентиром. При этом следует учитывать, что разнообразие, повторение, того же самого, без малейших вариаций в постановке заданий быстро вызывают у учащихся не только скуку, но и усталость, ведут к физическим и психическим нагрузкам, снижают общий интерес к учебной деятельности.

             

 

 

                                                                

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".